Восточные ворота России

Восточные ворота России

История Владивостока начинается с подписания «Айгунского договора» между Российским и Дайцинским (Китай) государствами от «16 дня 1858 года». Инициатором договора был генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьёв-Амурский. В итоге Россия обзавелась приморской территорией на Дальнем Востоке Государства.

В 1859 году Н.Н. Муравьёв-Амурский, обходя на корабле берега залива Петра Великого, обратил внимание на хорошо укрытую бухту. Генерал-губернатор предложил назвать её Золотым Рогом и приказал основать на берегах бухты военный пост, который он же, Н.Н. Муравьёв-Амурский, назвал Владивостоком.

"Самое имя Владивосток, означающее Властитель Востока... свидетельствует о важном политическом назначении, о котором основатели этой пристани в 1860 году мечтали для нее”. Эти слова о городе, были сказаны П. А Кропоткиным в ту самую пору, когда юный Владивосток был едва заметен среди дубрав и сопок, окружавших бухту Золотой Рог.

Двадцатого июня 1860 года в бухту Золотой Рог прибыл транспорт «Манчжур» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Карчалова Шефнера. На берег высадился отряд из 40 человек во главе с прапорщиком Н.В. Комаровым. В вахтенном журнале «Маньчжура» об этом событии 20 июня 1860 года сделана запись: «Сего числа отправлено на берег – один обер-офицер, 2 унитер-офицера и 37 человек рядовых 4-го линейного батальона для занятия поста». В тот же день на месте высадки был поднят государственный флаг Российской империи. На берегах Японского моря возник новый военный пост России Владивосток.

Через месяц после первой высадки в бухту Золотой Рог пришёл винтовой корвет «Гридень» под командованием капитан-лейтенанта Г.Х. Эгершельда. Корвет должен был нести охрану поста Владивосток и обеспечивать гарнизон необходимыми припасами. Штурманская команда по заданию Г.Х. Эгершельда провела промеры бухты. На географической карте, составленной по результатам измерений лейтенантом П.Ф. Чуркиным, впервые появились новые названия: «Гавань и пост Владивосток», «Мыс Чуркина», «Мыс Эгершельда», «Бухта Золотой Рог».

В 1861 году командование постом принял первый официальный командир, лейтенант Е.С. Бурачек, старший офицер клипера «Разбойник». Е.С. Бурачек дожил до 50-летнего юбилея своего города. После смерти прах первого командующего городом был перенесён во Владивосток.

Следующие два года пост быстро строился и расширялся. В 1862 году его переименовали в порт. Росло его население. Двадцать седьмого сентября 1863 года во Владивостоке появился на свет первый собственный гражданин, точнее гражданка. У Евдокии Матвеевны Горелко родилась дочь Надежда.

Осенью 1867 года во Владивостоке побывал известный русский путешественник и географ Н.М. Пржевальский. Вот что он увидел на берегу Золотого Рога: «Под вечер 26 октября добрался я до Владивостока, и в ту же ночь поднялась сильная метель. Владивосток вытянут на протяжении более версты по северному берегу бухты Золотой Рог, обширной и глубокой, со всех сторон обставленной горами и потому чрезвычайно удобной для стоянки судов. Кроме солдатских казарм, офицерского флигеля, механического заведения, различных складов провианта и других запасов, в нём имеется около пятидесяти казённых и частных домов да десятка два глиняных мазанок. Число жителей вместе с войсками простирается до пятисот человек».

Десятого февраля 1871 года правительство решает перевести из Николаевска-на-Амуре во Владивосток порт с морскими учреждениями, резиденцию военного губернатора и главную базу Сибирской военной флотилии. С этого момента  Владивосток растёт уже стремительно. Значительно расширяется строительство административных и жилых зданий, расширяется торговля, начинают работать новые лесопильни и пять кирпичных заводов, мельница, пивоваренный завод. Развитию города способствовал также режим беспошлинной торговли. К 1874 году Светланская, главная улица Владивостока, вытянулась вдоль берега Золотого Рога почти на четыре версты. Улицу назвали так в память о визите во Владивосток фрегата «Светлана». На ней во Владивосток приплыл четвёртый сын императора Александра II князь Алексей Александрович.

В 1875 году военный губернатор Приморской области генерал-майор Симонов разрешил избрать во Владивостоке  городскую думу. Десятого мая 1880 года Владивосток с 7 300 жителями официально был объявлен городом и выделен из состава Приморской области как самостоятельная административная единица. В его территорию вошли полуостров Муравьёв-Амурский и остров Русский. Первым городским головой стал отставной подпоручик Фёдоров. Он правил городом справедливо и умело, за что был награждён четырьмя российскими, японскими и китайскими орденами и многими медалями.

К этому времени открылось регулярное товаро-пассажирское морское сообщение. Девятого марта 1880 года из Одессы во Владивосток отбыл торговый пароход «Москва». Спустя 46 суток пароход благополучно прибыл в бухту Золотой Рог. Здесь кстати помогут купить во Владивостоке жилье недорого.

В апреле 1883 года увидел свет первый номер газеты «Владивосток». В том же году были организованы перевозки крестьян морем из Одессы во Владивосток. В 1885 году закладывается механический завод, ещё один кирпичный завод, паровая мельница. В 1893 году открылось железнодорожное движение между Владивостоком и Никольским (Уссурийск), а в 1897 году поезда пошли до Хабаровска.

В мае 1891 года во Владивосток после полугодового кругосветного морского путешествия пришёл крейсер «Память Азова». На его борту находился великий князь, наследник престола, будущий последний император России Николай II. Прибыв во Владивосток, он участвовал в закладках восточного участка Транссибирской магистрали, железнодорожного вокзала, сухого дока для ремонта судов Тихоокеанской эскадры, а также памятника адмиралу Г.И. Невельскому. В честь пребывания наследника российского престола во Владивостоке на улице Петра Великого была построена Триумфальная арка, замечательное архитектурное сооружение того времени. Снесли арку в 1927 году.

В 1899 году во Владивостоке был основан Восточный институт, первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке. В 1907 году парадный вход в здание был фланкирован двумя привезёнными из Манчжурии скульптурами фантастических львов «ши-цзы», целиком высеченных из гранита. В этом же году сходные изваяния львов были отправлены в Петербург. Они и поныне стоят у пристани на Петровской набережной.

В 1900 году Владимир Клавдиевич Арсеньев, тогда молодой офицер, добился перевода для прохождения службы во Владивостоке. За 30 лет жизни на Дальнем Востоке этот знаменитый исследователь, писатель и географ совершил более 20 экспедиций, написал свыше 80 книг и статей.

К началу XX века крохотный военно-морской пост превратился в крупнейший порт и военно-морскую базу России на Дальнем Востоке.

Русско-японская война лишь краешком задела город: обстрел, частичная эвакуация. Основная же тяжесть войны была южнее, в Корее, у стен Порт-Артура, в Манчжурии. В то же время город начали интенсивно укреплять. Владивостокская крепость, почти законченная к 1915 году, считалась лучшей из всех приморских крепостей мира.

Созданный в 1860 году, как форпост России на Тихом океане и как город-порт, Владивосток за прошедшие полторы сотни лет неоднократно менял направление своего развития – был и вольным городом порто-франко, и центром европейской культуры на Дальнем Востоке, и секретным военным объектом, и столицей Приморского края.

Толчком к экономическому развитию города стало строительство в 1897-1901 годах восточной ветки Китайской Восточной Железной Дороги, открывшей кратчайший путь из Европы к побережью Тихого океана. К этому времени численность населения превысила 30 тысяч человек; развивались промышленность; порт принимал и отправлял суда не только под российскими, но и английскими, японскими, германскими, американскими, норвежскими флагами; развивалась торговля; выходили газеты; действовали театры, учебные за ведения, библиотеки. Уже в то время велось строительство зданий из камня, многие из них сегодня украшают наш город.

Революция 1917 года и последовавшая за ней иностранная интервенция приостановили экономическое и социальное развитие Владивостока. Маломощная промышленность, разруха на транспорте, отсутствие дорог, нехватка жилья – такое наследство досталось городу после окончания затянувшейся до 1922 года гражданской войны.

В 1923 году Приморье посетил председатель ВЦИК М.И. Калинин, он отметил, что Владивосток является важным политическим и военным центром всего дальневосточного побережья, и этим положил начало нового этапа в развитии города, который продлился до 1941 года.

За это время численность жителей выросла до 215 тысяч человек; была намечена программа строительства и реконструкции города, деревянные лачуги уступили место каменным многоквартирным домам; восстанавливались разрушенные и строились новые промышленные предприятия, крупнейшим из которых был Дальзавод. Зарождалась и развивалась рыбодобывающая, пищевая, лесопильная, швейная промышленность; практически заново создавалось морское судоходство и портовое хозяйство.
К 1940 году Дальневосточное морское пароходство имело 84 судна, бесперебойно работала железная дорога, начала действовать воздушная магистраль, связавшая Владивосток с Москвой. Горожане разъезжали на трамваях, автобусах и морских катерах; работала теле фонная станция, обеспечивавшая внутригородскую и междугородную телефонную связь.

Жителей Владивостока обслуживали 33 здравпункта, 15 поликлиник, свои медучреждения имели железнодорожники, моряки, китобои, краболовы. Во всю мощность работали школы, техникумы, вузы.

В годы Великой Отечественной войны тысячи владивостокцев воевали на фронтах и работали в тылу, обеспечивали проводку судов и железнодорожных составов с жизненно важными грузами. Своевременный вывоз оборудования и материалов из стран антигитлеровской коа лиции, четкая работа флота, портов и железной дороги способствовали успешной работе заводов Сибири и Урала, скорейшему вводу в действие новых предприятий, росту объемов продукции для фронта.

Восстановление Владивостока после окончания войны потребовало много времени и сил. В городе недоставало жилья, школ, детских садов, кинотеатров, клубов, магазинов, спортивных комплексов.

В 1954 году Владивосток посетили члены Президиума ЦК КПСС во главе с Н.С. Хрущевым, и именно тогда был решен вопрос о будущем города как важного административного и культурного центра на Тихом океане.

Город-крепость

Через 4 года Владивосток был закрыт для проживания и свободного посещения его не только иностранцами, но и гражданами СССР. Такое решение негативно отразилось на экономическом развитии, если сравнивать с портовыми городами зарубежных государств США, Японии, Китая.

В конце 50-х годов было принято решение о застройке Владивостока домами повышенной этажности на незастроенных территориях окраин, полуострова Эгершельда и 28-го километра, которое началось после 100-летней годовщины со дня основания города.

Для выполнения программы строительства "Большого Владивостока”, как тогда называли ее жители, был создан трест "Главвладивостокстрой”, объединивший организации и предпри ятия строительной индустрии. За 35 лет работы им было введено в эксплуатацию 15 млн. кв. метров жилья, а также 40 крупных объектов, среди которых здание краевой ад министрации, морской вокзал, кинотеатр "Океан”, Дом молодежи, цирк, драматический театр, спорткомплекс "Олимпийский”, Дворец пионеров, пионерский лагерь "Океан”, детские сады, школы, поликлиники, больницы, учебные заведения.

В городе начала создаваться мощная индустрия, развивающаяся на базе новейшей техники и передовой технологии.

Преобладала промышленность двух направлений – судоремонтная и рыбоперерабатывающая. Остальные предприятия или обслуживали эти отрасли, или обеспечивали население продуктами питания и товарами народного потребления. Далеко за пределами Владивостока была известна продукция таких предприятий как Дальзавод, судоремонтный завод, заводы "Дальхимпром”, Океанский фанерный, фарфоровый, кондитерская фабрика, рыбокомбинаты "Владивостокский” и "Попов”.

В 1967 году с открытием линий контейнерных перевозок "ФЕС-КО-лайн” флот ДВМП вышел на международные грузовые линии с портами Японии, США, Канады. Развитие грузоперевозок позволило расширить и укрепить портовое хозяйство и судоремонтную базу, обеспечить работой тысячи людей: моряков, портовиков, судоремонтников и железнодорожников.

На железнодорожном транспорте начала действовать транссибирская контейнерная линия, перевозка путем "море – железная дорога”, обходилась грузоотправителям дешевле и быстрее, чем на трансокеанских линиях.

Решались проблемы развития городского транспорта, в 1962 году был построен знаменитый фуникулер, а в 1964 году началось строительство троллейбусных маршрутов. Пер вый троллейбус по маршруту "Парк культуры и отдыха – микрорайон Рыбак” был пущен 29 января 1965 года.

Росла численность населения города, пиковым стал 1991 год, когда число постоянных жителей превысило 679 тысяч человек, а затем население Владивостока стало постепенно снижаться.

В 1991 году президент РСФСР Б.Н. Ельцин подписал Указ "Об открытии города Владивостока для посещения иностранными гражданами”, но город отстал в социально-экономическом развитии на 30 лет от портовых городов стран АТР.

"Перестройка” для Приморья

Экономические реформы, начавшиеся в России в 90-е годы, вызвавшие обвальный спад во всех видах деятельности и дефолт 1998 года, не обошли и Владивосток. В городе началось разукрупнение большинства ведущих предприятий, образование на их базе малых предприятий, акционерных обществ и смешанных компаний, создание совместных с зарубежными фирмами предприятий. На большинстве предприятий военно-промышленного комплекса, составлявших основ ной потенциал города, производство было приостановлено, огромный урон понесла рыбная промышленность.

Последующие 10 лет нового тысячелетия ушли на восстановление утраченных рубежей 80-х годов XX столетия.

В 2001 году в экономическом развитии города наметился подъем, однако до 2008 года во многих сферах экономики уровень 1989 года так и не был достигнут. К 2010 году численность постоянного населения Владивостока составила 604.8 тыс. человек, это 30.5% всего населения Приморского края. В экономике города на 39.4 тыс. предприятий и организаций трудятся 362.5 тыс. человек – 37% занятых в крае. Объем произведенной продукции и оказанных услуг, превышает 40% объема края.

За 2009 год промышленными предприятиями города произведено около 2 млрд. кВт-ч электроэнергии, 22.8 тыс. тонн колбасных изделий, 15.2 тыс. тонн цельномолочной продукции, 29.2 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 7.2 тыс. тонн кондитерских изделий, 262.5 тыс. тонн пищевой рыбной продукции. Построено 189.3 тыс. кв. метров об щей площади жилья.

Мировой финансовый кризис, разразившийся в августе 2008 года, конечно, пагубно сказался на экономической и социальной сфере, но для Владивостока он не был так губителен, как для других городов России. "Спасительным кругом” стали инвестиции, поступившие на подготовку саммита АТЭС 2012 года, они позволили развернуть строительство на 36 объектах, а главное, не дали безработице захватить рынок труда.

С принятием программы "Развитие го рода Владивостока как центра международного сотрудничества в Ази атско-Тихоокеанском регионе” для города открылись новые горизонты. После реконструкции аэропорта Владивосток сможет принимать широкофюзеляжные самолеты типа Boeing. Также в городе будет осуществляться реконструкция и строительство автомобильных дорог, объектов энерго– и теплоснабжения, обновление морского фасада, развитие коммунальной инфраструктуры, развитие системы связи и телекоммуникации, строительство Дальневосточного Федерального университета, театра оперы и балета, многофункционального гостиничного комплекса, океанариума.

Среди самых сложных и масштабных объектов можно выделить мосты на остров Русский через пролив Босфор Восточный и через бухту Золотой Рог. А объездная дорога из аэропорта до Патрокла через полуостров Де-Фриз на 20 лет должна решить проблему с "пробками” во Владивостоке и даст новые возможности для развития сельскохозяйственных районов края.

К 2010 году численность постоянного населения Владивостока составила 604.8 тыс. человек, это 30.5% всего населения Приморского края. В экономике города на 39.4 тыс. предприятий и организаций трудятся 362.5 тыс. человек – 37% занятых в крае. Объем произведенной продукции и оказанных услуг, превышает 40% объема края.

За 2009 год промышленными предприятиями города произведено около 2 млрд. кВт-ч электроэнергии, 22.8 тыс. тонн колбасных изделий, 15.2 тыс. тонн цельномолочной продукции, 29.2 тыс. тонн хлеба и хлебобулочных изделий, 7.2 тыс. тонн кондитерских изделий, 262.5 тыс. тонн пищевой рыбной продукции. Построено 189.3 тыс. кв. метров об щей площади жилья.

Что же будет с Владивостоком после окончания саммита в 2012 году? Ответом может служить "Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года”, которая определяет развитие Владивостока, как крупного российского политического, экономического и культурного центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
-->